Для оценки уровня развития зрительного восприятия предметов и их изображений была использована диагностика Плаксиной Л.И., которая предложила следующую методику для детей средней группы:
Восприятие цвета.
1. Узнавание и называние цвета.
Использование цветных силуэтов предметов.
2. Соотнесение объектов по цвету.
Пособие «Кубики». Покажи такой же по цвету кубик и поставь рядом.
3. Фиксация по насыщенности.
Пособие «Корабль». Задание:» зажги огоньки». Ребёнок должен разложить цветные кружочки по образцу, по порядку насыщенности цвета (3 оттенка).
4. Определение цвета в окружающей действительности.
Предлагается назвать игрушки в групповой комнате заданного цвета.
Восприятие формы.
1. Узнавание и называние формы.
Задание: «Узнай и назови фигуру, которую тебе покажу» (шар, кубик, прямоугольник, треугольник, квадрат).
2. Соотнесение.
а) соотнесение формы фигур (одинаковые цвет и величина, но разная форма и расположение в пространстве) Пособие «Печенье» (задание: найди такой же треугольник, покажи такие же по форме предметы);.
б) соотнесение формы фигур и предметного изображения.
Пособие «Помоги Оле». Задание: найди предмет такой же формы, как показанная фигура и положи картинку рядом с фигурой (круг, треугольник, квадрат).
3. Выделение форм в окружающей обстановке.
Задание: какой предмет похож на шар, круг, треугольник.
4. Локализация.
Пособие «Заплатки». Задание: покажи у Ивана все заплатки, похожие на треугольник, круг, квадрат.
5. Дифференцирование близких форм.
Пособие «Лодка с парусом». Показываем ребёнку квадрат, задаём задание: найди такую же фигуру на парусе.
Восприятие величины.
1. Соотнесение предметов по величине (по общему объёму)
Пособие «Матрёшки» (3–4 штуки). Задание: покажи такую же матрёшку.
2. Словесное обозначение по величине.
Пособие «Три медведя». Задание: раздай посуду медведям, почему ты дал именно эту тарелку и ложку?
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания величины.
Пособие «Матрёшки» (плоскостное изображение). Задание: поставь матрёшек так, как стоят у меня.
Пространственное восприятие
1. Оценка расстояния в большом пространстве: оценка – от себя: Задание: что ближе к тебе, что дальше от тебя.
2. Оценка взаимного положения предметов в пространстве. Задание: найди одинаковые карточки: сначала предлагаются две карточки – чем похожи, чем отличаются друг от друга. Затем три предмета.
3. Развитие ориентировки и навыков ориентирования в пространстве.
Ориентировка относительно себя: справа, слева, впереди, сзади. Задание: предложить ребёнку рассказать, какие предметы находятся от него сзади, спереди, слева, справа и т.д.
Восприятие и воспроизведение сложной формы.
1. Анализ и конструирование образца из геометрических фигур.
Аппликация «Коляска». Задание: узнай предмет и выложи такой же. Ребёнку предлагаются 4 геометрические фигуры, сложенные в предмет, например: дом с трубой и окошком, снеговик с ведром на голове, тележка с колёсами и др., а так же отдельные геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники разной величины.
2. Составление целого из частей предметного изображения (разрез по вертикали и горизонтали).
Задание: составь картинку из 3–4 частей.
К предложенной диагностике Плаксиной был включен ещё один раздел для обследования зрительного восприятия.
Восприятие изображений предметов окружающей действительности
1. Узнавание и называние предметов окружающей действительности на предметных плоскостных картинках.
Детям предлагаются объёмные предметы и их плоскостные изображения. Задание:
а) найди предложенные предметы на карточке в цветном изображении;
б) найди предложенные объёмные предметы на карточке в силуэтном и контурном изображении.
2. Нахождение названных предметов в сюжетных картинках.
Задание: посмотри на картинку и покажи предмет, который я назову.
Предлагается сюжетная картинка с небольшим количеством предметных изображений.
Диагностика представляла собой серию игровых заданий на восприятие всех информативных признаков, а так же восприятие целостного образа предмета. Диагностика проходила в специально отведённом месте (в кабинете тифлопедагога), чтобы дети не мешали друг другу. Для каждого ребёнка были созданы индивидуальные условия с учётом зрительного диагноза ребёнка и его зрительными возможностями. Так, например, Даше Б., дидактический материал давался на подставке, в силу того, что у неё сходящееся косоглазие. Детям, у кого низкая острота зрения, например: у Артёма Ш., Никиты С., Даши Б., Максима Г., материал давался преимущественно объёмный или плоскостной размером 4 см. и больше. (зрительная нагрузка №2). А вот детям с остротой зрения 0,4 и выше, дидактический материал предлагался размером 2 см. (зрительная нагрузка №3).
Другие статьи:
Характеристика уровня сформированности
представлений младших школьников о ЗОЖ
На первом этапе исследования детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие резул ...
Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления
подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (скл ...