Принципы обучения

Страница 1

Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения. Перейдем теперь к более подробной характеристике каждого принципа в отдельности:

Принцип направленности

обучения:

Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели, приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. Требования этого принципа успешно реализуются при выполнении следующих правил: планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитании; вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

Принцип научности обучения:

Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую деятельность.

Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части.

Принцип систематичности и последовательности:

требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.

Принцип доступности:

требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Правила, которые следует выполнять для реализации требований доступности:

1) объяснять простым, доступным языком;

2) излагать новое, связывая его с известным:

3) изучая новый материал, начинать его рассматривать на примерах, близких опыту ребенка;

4) разбирать с учащимся важнейшие и наиболее трудные места учебника;

5) не превышать норм объема домашних заданий.

Принцип наглядности

: Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

Принцип сочетания различных методов и средств обучения

. В процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывая особенности содержания и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Поэтому только хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. ...

Методические приемы развития эмоциональной сферы детей в процессе рисования нетрадиционными способами
Одним из средств развития восприятия, понимания и отражения детьми с ЗПР эмоциональных состояний может игра. Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие в детском коллективе или между детьми и взрослыми. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru