Справедливым будет отметить, что такими же глазами в своих рассказах Паустовский смотрит и на человека. Его авторское внимание занимают и
«… малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души», как пишет А. Эрлих. Таким образом, можно сказать, что Паустовский писал не только о природе, но и о человеке, о людях, о тесной взаимосвязи природы и человека.
Со стороны встречаемости произведений Константина Георгиевича Паустовского в курсе литературного чтения и их тематического распределения в нём были проанализированы следующие программы по литературному чтению:
О. В. Джежелей; Г. М. Грехнёвой и К. Е. Кореповой; О. В. Кубасовой; Л. Ф. Климановой и В.Г. Горецкого; Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой; Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской, а также Л. А. Ефросининой и М. И. Омороковой.
В результате анализа этих программ была сделана, приведённая в приложении, таблица, наглядно показывающая соотношение в различных программах изучаемых произведений Константина Георгиевича Паустовского, классов, в которых происходит знакомство детей с этими произведениями и тем, разделов, в которые они включены.
В программе О. О. Джежелей встречаются только два произведения Паустовского. В третьем классе это «Заботливый цветок», а в четвёртом классе – «Заячьи лапы». Оба эти рассказа в программе объединены общей, посвящённой детству, темой.
Больше всего произведений Константина Георгиевича в программе Ефросининой, Омороковой и Грехнёвой, Кореповой.
В третьем классе по программе Ефросининой и Омороковой учащиеся читают один рассказ «Барсучий нос», включённый в тему «О братьях наших меньших». В четвёртом же – дети по данной программе знакомятся с четырьмя рассказами «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди». Последние четыре рассказа приводятся в теме «Произведения Паустовского».
По программе Грехнёвой, Кореповой ребята должны познакомиться во втором классе с рассказом «Барсучий нос», в третьем классе - с отрывком из произведения «Мой дом», отрывком «Кишата» из книги «Повесть о жизни» и произведением «Жара стояла над землёй», а в четвёртом - со сказкой «Стальное колечко». Рассказ «Барсучий нос» и отрывок «Мой дом» читаются по теме
«О братьях наших меньших», а произведение «Жара стояла над землёй» Грехнёва и Корепова относят к теме времён года «Лето красное».
К теме времён года в третьем классе произведения Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос» и « Стальное колечко» относит также в своей программе по литературному чтению О. В. Кубасова. Рассказы «Заячьи лапы» и «Корзина с еловыми шишками» включены ею в тему четвёртого класса «Рассказы». О. В. Кубасова также два произведения «Великий сказочник» приводит для четвёртого класса по теме «Познавательная литература».
В программе Климановой, Горецкого в третьем классе в разделе «Были-небылицы» происходит знакомство с рассказом «Растрёпанный воробей». В четвёртом – в разделе «Человек и природа» с рассказом «Скрипучие половицы» и в разделе «Страна далёкого детства» с рассказом «Корзина с еловыми шишками».
Бунеевы рассказы «Кот-Ворюга» и «Жильцы старого дома» считают нужным поместить в третий класс в раздел «Летние путешествия и приключения», а рассказ «Корзина с еловыми шишками» - в раздел «Наполним музыкой сердца». В первом классе по программе Буневых учащиеся знакомятся с произведением «Приточная травка».
Другие статьи:
Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к
животным ближнего окружения
Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику пре ...
Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с
интеллектуальной недостаточностью
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Суще ...