Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с ОНР

Педагогика как наука » Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР » Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с ОНР

Страница 4

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков.

Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Как и в норме, у детей 7–8 лет так же происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в 5–6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических ассоциаций, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР, по мнению Р.И. Лалаевой, не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием.

Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

– ассоциации у детей с ОНР в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;

– наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра семантического поля и его структурная организация;

– у детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей;

– латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме.

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слова, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

Итак, мы выяснили, что дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.

Известно, что обучение является эффективным, если оно проходит в форме игры. Следовательно, дидактические игры и упражнения являются идеальными условиями для развития речи детей.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Ознакомление с животными на занятии
Развитию логического мышления детей и формированию у них нравственно-экологического отношения к животным способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношении занятия, на которых дети придумывают рассказы на тему предложенную воспитателем. Содержание и форма проявления этого творчества могут ...

Состояние вопроса в современной российской школе
Естествознание - одно из звеньев в системе общего образования. Как многократно подчеркивал в своих трудах русский ученый, методист Н.М. Верзилин, курс естествознания имеет важное значение в развитии и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании общей культуры школьников, развитии творческой лично ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru