Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»

Страница 1

Целью программы является «формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни с установкой на нравственное поведение, ценность семьи, ответственное материнство и отцовство». Разработка программы основывалась на результатах анкетирования школьников по выявлению их базовых знаний. Проведенное исследование показало несоответствие между самооценкой учащихся и их представлением об изменениях, происходящих в подростковом периоде, анатомии и физиологии репродуктивной системы мужчины и женщины, гигиены пола, контрацепции и здорового образа жизни, психологии взаимоотношений полов. С учетом полученной информации в программу включены не только «элементарные медицинские и гигиенические сведения, но и исторические, психологические, религиозные и юридические аспекты семейно- брачных и половых взаимоотношений, а также сведения, расширяющие кругозор по вопросам здоровья и здорового образа жизни». В итоге школьники и студенты, прошедшие обучение, становятся волонтерами - носителями полученных специальных знаний в своей молодежной среде. Данная программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов) и предусматривает дублирование тем. Разбор одной и той же темы происходит по разному на 1-м и 2-м году обучения. Так, тема «Аборт» в 10 классе предусматривает обсуждение только «медицинских аспектов, влияние на здоровье, осложнения», а в 11 классе разбираются «вопросы законодательства, психологические проблемы, связанные с абортом, а так же аборт с позиции не рожденного ребенка». Например, при недостаточных знаниях по контрацепции можно увеличить время на обсуждение этой темы. Неизменным остается последовательность изложения тем, поскольку при переходе от одной темы к другой учащиеся усваивают терминологию и основные понятия, а также происходит постепенное осмысление обсуждаемых жизненных ситуаций. Занятия всех разделов предусматривают форму диалога, основанного на уважении к мнению подростков, на доверии, терпимости и заинтересованности. Теоретически авторитарный тон недопустим, хотя на практике нередко практикуется. Оценка знаний учащихся проводится по программированному контролю, самостоятельным работам. Данная программа имеет много общего с программой «Основы здорового образа жизни».

Анализ текстов программ «Основы здорового образа жизни», «Основы здоровья семьи» и «Маленькая мама» позволил выделить ряд утверждений, которые не вписываются в современный научный дискурс, выявляет лежащие в их основе стереотипы, направленные на спекуляцию социальной ролью женщины-матери, ограничение сексуальной свободы, противоречащие современным установкам на эгалитарные принципы, достоинство личности, самоопределение и автономию индивида в сфере репродукции и сексуальности. Таким образом, происходит трансляция и закрепление гендерной асимметрии как нормы.

Как мы видим, и в представленных программах применяются «запрещенные» педагогические и психологические методы, представленные в учебнике «Основы современной сексологии»: использование примитивных лозунгов и тактики запугивания; отсутствие информации о контрацепции и постоянные напоминания о невозможности обезопасить себя от нежелательной беременности; подчеркивание негативных последствий сексуальной активности и подмена фактов тенденциозными мнениями путем предоставления весьма односторонней информации о таких противоречивых проблемах как аборты, использование презервативов и обучение методам контрацепции; дезинформация и неточности в изложении медицинских аспектов абортов, венерических заболеваний и сексуальных реакций человека; отсутствие обсуждений гомогендерной сексуальной ориентации или осуждение подобной ориентации как «нездорового» выбора; сосредоточение внимания на традиционных стереотипных представлениях о мужских и женских половых ролях; игнорирование сексуальности инвалидов и людей с различными отклонениями, а также культурных и экономических различий между людьми; религиозная тенденциозность, которая выражается в пропаганде определенной системы ценностей, касающихся сексуальности; недостаток информации о различных вариантах структуры семей наряду с изображением нетрадиционной семьи как неблагополучной; воспитание без участия родителей и распространение воспитательных программ с указанием фальсифицированных данных с целью произвести впечатление высокой эффективности этих курсов.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (скл ...

Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл. В нашем иссл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru