Таким образом, согласно гипотезе нашего исследования, применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников со свойствами воды и воздуха возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире. Это и доказывают проведенные нами опытно-экспериментальные занятия по общей теме «Свойства воды и воздуха». Следовательно, экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но при этом детей все же надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания в старшем дошкольном возрасте должны становится продуктом определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.
Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
Знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Другие статьи:
Методические рекомендации к урокам решения задач по теме «Арифметическая и
геометрическая прогрессии»
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что жизненная деятельность человека и всего общества состоит из каждодневного решения различных задач во всем многообразии их содержания, роли и применяемых методов решения. Большинство из этих поставленных задач решается человеком и всем обществом в процесс ...
Конференции министров образования европейских государств
участников Болонской системы
В Пражском коммюнике, от 2001 года, число стран–членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, с участием студентов в качестве активных участников повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме т ...