Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Математика дает огромные возможности для развития мышления. На наш взгляд математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Существует ряд альтернативных программ («Развитие». «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно, содержание обучения математике в этих программах занимает центральное место и имеет свои особенности.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова, рассматривали в плане сенсорного восприятия.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном воспитании имеет дидактическая игра.
«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» – утверждает Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева предлагает уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. Они предлагают организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить их по форме. Вначале дети не могут выполнить сопоставление зрительно, поэтому используется прием наложения. От внешних приемов сопоставления дети постепенно и переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга.
Л.А. Венгер и А.Л. Смоленцева считают целесообразным знакомить детей с геометрическими фигурами, предлагая им овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники.
Н.П. Сакулина утверждала, что важное значение имеет вопрос о целесообразности использования плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур, и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Введение же объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности.
О важной роли предметного действия в развитии восприятия геометрических фигур и формы предметов свидетельствуют исследования А.А. Прессман. Заполнение вкладышей детьми старшего возраста показало, что у них процесс зрительного восприятия еще не отделен от предметного действия. И лишь в дошкольном возрасте проявляются специальные зрительные реакции прослеживания контуров, соотнесения формы фигур, предшествующие выполнению практического действия.
С.Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур.
Опыты Т.О. Гиневской, в которых детям предлагали ознакомиться с фигурами путем осязания, с завязанными глазами. У детей старшего дошкольного возраста действия руки, носят еще по преимуществу установленный, фиксирующий характер. Пытаясь выяснить, что это за предмет, ребенок крепко зажимает его кистью руки, не производя с ним каких-либо поисковых ощупывающих движений.
Другие статьи:
Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном
существовании в природной среде на уроке ОБЖ
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как никакой другой, синтезирует все знания, умения и навыки учащихся. А иначе и не может быть, ведь все учебные дисциплины школьного курса учащиеся изучают для того, чтобы использовать полученные знания и умения для плодотворной и безопасной жиз ...
Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допускается пра ...