Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Педагогика как наука » Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Человек - частица природы, неразрывно связанная с ней, с ее законами и «капризами». Деятельность человека строго подчинена изменениям, происходящим в природной среде. Являясь уникальным творением природы, благодаря своим возможностям, человек создал себе искусственный мир в природной среде и большую часть своей жизни проводит среди привычных ему с рождения вещей.

Пользуясь достижениями цивилизации, он привыкает к ним, забывая о том, что все это создано самим де человеком и без его труда просто отмирает, становясь «мусором» в природной среде. Условия существования человека в искусственно созданном им мире (город, село) резко отличаются от природных. Оказавшись один на один с природой, оторванный от людей, лишенный возможности просить помощи или совета, неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию - возникает угроза его жизни и здоровью.

Автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно.

Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, вежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым.

Однако в ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т.д.

Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время.

Экстремальные ситуации - не такие редкие, поэтому необходимо отрабатывать правила поведения в них.

Ведущее место в реализации этой проблемы занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающегося сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных условиях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни в условиях, а также при оказании помощи пострадавши.

Таким образом, цель нашего исследования – раскрыть особенности формирования поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Объект исследования – вынужденное автономное существование в природной среде.

Предмет исследования – обучение поведению в вынужденном автономном существовании в природе на уроке основы безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе.

2. Выявить основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе.

3. Определить задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде.

4. Раскрыть особенности обучения учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ.

Теоретико - методологическая база исследования взгляды ученых на значение безопасного поведения в природной среде и проблемы его формирования (В.Г. Волович, В.А. Квартальнов, Л.Е. Куприна, Ю.С. Маслов, Ю.С. Константинов, Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, Ю.А. Штюрмер и др.); методические положения системы подготовки школьников к безопасному поведению в условиях вынужденного автономного существования в природе (Латчук В.Н, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хамбер и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ программно-нормативных документов.


Другие статьи:

Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru