Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской

Педагогика как наука » Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской

Программа представлена в учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги – системное изложение теории. Такой тип учебника способствует формированию учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое и важное значение придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса – «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного курса представляют единый учебник в трех частях.

Разделы программы имеют 2 рубрики:

определяется круг теоретических сведений и правил;

перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

Выделяются программой вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 – изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке».

б) Сущность и значение объяснительной записки:

В объяснительной записке автор начинает разговор с роли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русского языка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использовать богатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуре речевого общения.

Цели:

Развивать речь учащихся.

Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Дать учащимся представление о роли языка в обществе, в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформировать умения применять эти знания на практике.

В записке идет объяснение некоторых моментов. Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основном традиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка.

Особенность программы - усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол – наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии.

в) Принцип распределения часов по разделам и темам.

Принцип распределения часов обусловлен следующими особенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале года проводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы. Исходя из этого, распределения часов идет следующим образом:

5 класс.

Введение – 2 ч. Вводный курс включает в себя следующие разделы: морфология и орфография (20 ч.), синтаксис и пунктуация (40 ч.). Основной курс содержит: фонетика, графика, орфография, орфоэпия (15 ч.), морфемика, орфография (38 ч.), лексика (18 ч.) Далее идет изучение грамматики. Сюда входит раздел «Морфология» (20 ч.), где проходит изучение имени существительного. Повторение – 12 ч. Развитие речи – 34 ч.

6 класс.

Введение – 1 ч. В этом классе идет изучение большого раздела морфологии. На это отводится 128 часов. Из них на изучение глагола – 45 ч., имени прилагательного – 27 ч., имени числительного – 14 ч., наречия – 22 ч., местоимения – 20 ч. Повторение – 11 ч. Развитие речи – 30 ч.

7 класс.

Введение – 1 ч. Продолжается изучение морфологии и рассматриваются служебные части речи. Разделы: Морфология – 133 ч. Из них: Причастие – 38 ч. Деепричастие – 11 ч. Предлог – 11 ч. Союз – 11 ч. Частицы – 19 ч. Междометия – 3 ч. Повторение – 39 ч. Развитие связной речи – 34 ч.

8 класс.

Введение – 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксис и пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение – 3 ч. Словосочетания – 3 ч. Предложения – 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения – 5 ч. Односоставные предложения – 8 ч. Полные и неполные предложения – 2 ч. Предложения с однородными членами – 10 ч. Предложения с обособленными членами – 18 ч. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями – 9 ч. Повторение – 18 ч. Развитие связной речи – 17 ч.

9 класс.

Введение – 1 ч. Продолжается изучение синтаксиса и пунктуации (28 ч.) рассматриваются следующие темы: Сложное предложение – 1 ч. Сложносочиненные предложения – 3 ч. Сложноподчиненные предложения – 13 ч. Сложные бессоюзные предложения – 4 ч. Сложные предложения с различными видами связей – 3 ч. Предложения с чужой речью (Способы передачи чужой речи) – 4 ч. Изучение темы «Общие сведения о русском языке» - 3ч. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах – 19 ч. Развитие связной речи – 17 ч.


Другие статьи:

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий
Учащиеся должны знать: ● способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы); ● назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); ● основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и з ...

Состояние звуковой стороны речи у детей
Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер. Констатирующий эксперимент "Исследование состояния звукопроизношения речи детей" проводился в сентябре месяце 2005-2006 учебного года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. После проведения обслед ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru